Госдума одобрила во втором чтении законопроект о едином дне голосования во второе воскресенье сентября. Закон, который активно критикуют эксперты, вызвал вопросы лишь у одного депутата, однако и ему глава профильного комитета не смог объяснить, почему выбран именно сентябрь. Обсуждение документа заняло всего 20 минут. В пятницу Госдума приняла во втором чтении законопроект о едином дне голосования. Интерес к поправкам, внесенным после первого голосования нижней палаты, в зале заседаний проявил всего один депутат – коммунист Сергей Решульский. Сейчас в России все региональные выборы могут проходить два раза в год: в октябре или марте. Этой весной, после президентских выборов Дмитрий Медведев предложил ввести единый день голосования в сентябре. Тогда еще глава государства пояснил, что из-за того, что в России выборы проводятся весной и осенью, вся страна постоянно находится в режиме предвыборной кампании. К моменту заявления Медведева на рассмотрении Госдумы уже был законопроект о введении единого дня голосования, однако вносила его фракция ЛДПР. По словам автора законопроекта, зампреда комитета по конституционному законодательству и госстроительству депутата от ЛДПР Сергея Иванова, оригинальный законопроект предлагал проводить выборы в четвертое воскресенье марта – это помогло бы сократить финансовые затраты на проведение голосования. Единороссы решили доработать тот законопроект, что уже был внесен в Госдуму, поскольку по регламенту Думы они не могут внести еще один законопроект на ту же тему. При этом «Единая Россия» предложила заменить четвертое воскресенье марта на второе воскресенье сентября. «Единороссы сделали второе воскресенье сентября, потому что Медведев брякнул, что у него день рождения в середине сентября», – предположил Иванов. Другой член профильного комитета, депутат от КПРФ Вадим Соловьев также сказал «Газете.Ru», что ясного объяснения изменения даты от единороссов так и не прозвучало. Для обсуждения документа на трибуну перед парламентариями взошел глава думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин. Без каких-либо интонаций Плигин объявил, что комитет определился по поводу законопроекта, но не уточнил, какого именно. То, что речь идет о едином дне голосования, понять можно было лишь из повестки заседания. «Мы же о едином дне говорим, да? А что все такие спокойные, я не пойму», – попытался внести ясность Решульский. Он напомнил, как много споров было вокруг законопроекта и приступил к критике инициативы единороссов. Недоумение депутата вызвало то, что ко второму чтению законопроект дошел в несколько измененном виде: теперь проводить единый день голосования вместо марта предлагалось в сентябре. Таким образом, сбылись все самые наихудшие опасения думской оппозиции по поводу законопроекта. Коммунист заметил, что если проводить выборы во вторые выходные сентября, то предвыборная кампания будет приходиться на июль и август, то есть на сезон отпусков. «Это (вести кампанию в таких условиях) очень сложно, начиная с предвыборных телевизионных дебатов и заканчивая общением с избирателями», – заметил Решульский, добавив, что те депутаты, которые реально проводили кампанию перед выборами, должны будут понять его позицию. То, что выборы будут проводиться в сентябре, может свидетельствовать о намерении применять админресурс во время кампаний, считает депутат. Плигин ответил, что проблемы в проведении избирательной кампании он не видит: «Единой России» удалось вполне успешно готовиться к прошлым выборам, выпадавшим на осень. В кампании единороссов участвовали сотни тысяч человек, которые работали в июле, августе и сентябре. «Хотя, может, это и не очень корректно – обращаться к прошлому опыту», – признал Плигин. Решульский поспешил напомнить, что ЛДПР, вносившие первоначальный вариант законопроекта, «из физиологических потребностей определили что лучше всего проводить выборы в марте». Какие именно потребности имели в виду авторы инициативы, коммунист не уточнил. Теперь, без учета физиологии, граждане будут еще хуже проявлять себя на выборах, пригрозил депутат. Решульский напомнил, что на последних мэрских выборах в Красноярске и Омске избиратели и так продемонстрировали небывалое отсутствие интереса к происходящему – явка в этих городах составила 21 и 17% соответственно. «А в сентябре вы получите 10-15% явки. А все остальные 90% будут фальсифицированы», – предостерег депутат. Авторов поправки, предлагающей проводить выборы в сентябре, Решульский заподозрил в некомпетентности, при этом он оговорился, что не сомневается в юридической осведомленности Плигина. «Либо это неграмотные люди составляли, либо это было умышленно, я уже начинаю так думать», – сказал депутат. На этот раз ответ единоросса Плигина был исчерпывающим: отпускной сезон к сентябрю уже заканчивается, лишь 1% граждан находится на отдыхе, www www imfocomtech ru, и это подтверждается исследованиями социологов. У Плигина нашелся аргумент и по поводу физиологических циклов граждан: «Что касается особенностей поведенческих по отношению к человеку, то мне кажется, что это завершение лета, поэтому люди чувствуют себя хорошо». Объясняя причины, по которым нужно ввести единый день голосования, Плигин вспомнил историю: «В России сентябрь или 1 сентября в различные периоды имел разную природу. И например, известно, что до 1492 года гражданский год начинался с 1 марта, а церковный – с 1 сентября. Царь Иван III посчитался с традицией и перенес начало нового года на 1 сентября». «Поэтому мне представляется, что дата проведения выборов является оптимальной для многих территорий России. В это время комфортные погодные условия, – продолжал Плигин. – В случае, если потребуются повторные выборы, а это часто происходит во время выборов руководителей глав субъектов, они будут проходить через 15 дней после первых выборов». Среди тех аргументов, которые привел Плигин, было и рациональное объяснение введения дня голосования осенью – так правительству будет проще рассчитывать бюджет. Диалог между Решульским и Плигиным продолжался, хотя, по сути, парламентарии уже все друг другу сказали, а закон был обречен на одобрение . Коммунист все не унимался: с днем голосования в сентябре будет невозможно вести кампанию, вновь повторил депутат и вновь подчеркнул, что либо тот, кто писал закон, либо «кто-то, кто давал указания по законопроекту, давал их, исходя из своих личных предпочтений». Кто это был – Решульский тут же напомнил. Идею проводить единый день голосования именно в сентябре поддержал Дмитрий Медведев. «У меня день рождения 14 сентября, и если мы такое решение примем, я буду каждый раз голосовать за кого-то», – объяснял Медведев. Плигин на это ответил, что партии ведут постоянную агитработу, так что проблемы с агитацией у реально работающих партий быть не должно. На этом возражения у Решульского закончились, а депутаты приступили к голосованию по поправкам к законопроекту. Все поправки, рекомендованные профильным комитетом, нижняя палата одобрила. Когда Плигин собрался уходить с трибуны, к нему внезапно обратился вице-спикер Госдумы Александр Жуков: «Третье чтение вы не просите у нас, да?» Плигин отрицательно покачал головой и удалился. В своей статье в «Газете.Ru» руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев, утверждает, что законодатели действуют, руководствуясь «желанием превратить максимально возможное число региональных и местных выборов в нечто среднее между прошлогодними питерскими выборами в «Красненькой речке» и недавними выборами в Омске и Красноярске». Введение единого дня голосования, отмечает Кынев, сулит России существенные изменения в политической системе. Эксперт называет возможные последствия проведения выборов в один день. Среди прочего, это снижение явки, возникающие проблемы с раскруткой новых партий и имен, отмену летних отпусков для представителей властных и региональных элит, а также снижение качества работы политконсультантов. Введение единого дня голосования может поставить под сомнение будущую стабильность политической системы. «Очередное уродование избирательной системы страны вряд ли даст власти на практике какие-либо долгосрочные позитивные политические последствия (а возможно, не даст даже кратко- и среднесрочных), но нанесет существенный долгосрочный вред политической системе страны и качеству государственного управления в целом», – заключает эксперт.
2013-05-30
ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ
Copyright © 2003 - 2011 Константин Золотых
При использовании материалов данного ресурса ссылка обязательна! Наш адрес liniastalina@yandex.ru